Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное
благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет
человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной
деятельности.
В
последние годы обозначились неблагоприятные процессы состояния здоровья
детского населения:
- высокая частота рождения детей с патологией нервной системы;
- повышение частоты врожденных и наследованных болезней;
- прогрессирующий рост хронических патологий;
- рост болезней аллергической природы и пр.
По данным медицинской статистики, количество дошкольников с
хроническими заболеваниями увеличивается год от года. А ведь от состояния
здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Поэтому сохранение и
укрепление здоровья детей превращается в первоочередную социальную задачу.
Проблема здоровья детей находит отражение в следующих государственных и
нормативных документах:
Законе «Об Образовании в Российской
Федерации»;
Типовом положении об образовательных учреждениях;
Приказах, Инструкциях Министерства образования и
здравоохранения.
Согласно концепции модернизации образования, именно ДОУ призваны создавать
основу для дальнейшего развития ребенка и обеспечивать максимально
благоприятные условия для формирования его здоровья. И педагог детского
сада занимает ключевую позицию в этом процессе. От его квалификации,
личностных качеств, творческого потенциала, инициативы и профессионализма
во многом зависит здоровье дошкольников.
Для того чтобы комплексно решать задачи оздоровления детей,
необходимо создать здоровьесберегающую среду, которая поможет активно
внедрять в образовательный процесс наиболее эффективные технологии
здоровьесбережения. Именно среда создает каждому
ребенку возможность самостоятельно выбирать деятельность, темп, сроки и
условия ее реализации и служит целям актуального физического и психического
развития и совершенствования, обеспечивает зону ближайшего развития каждого
ребенка.
ЦЕЛЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ:
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
ЗАДАЧИ:
Формировать у детей
жизненно важные двигательные навыки и умения, способствующие укреплению
здоровья.
· Организовать
работу по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата.
· Приобщать
ребенка к здоровому образу жизни.
· Использовать
в оздоровительной деятельности ДОУ духовно-нравственный и культурный
потенциал города.
· Воспитать
здорового ребенка совместными усилиями детского сада и семьи.
При создании здоровьесберегающей среды дошкольная
организация учитывает следующие принципы:
Непрерывность – обеспечение последовательности
занятий и преемственности между ними, частоту и суммарную протяженность их
во времени.
Системное чередование нагрузок и отдыха – сочетание
высокой активности и отдыха в разных формах музыкально-двигательной
деятельности ребенка.
Оздоровительная направленность – сочетание
физических упражнений с определенными процедурами повышают функциональные
возможности организма.
Возрастная адекватность процесса
здоровьесбережения – учет возрастных и индивидуальных особенностей
ребенка.
Осознанность – воспитание у ребенка смыслового
отношения к музыкально-ритмическим упражнениям и играм.
Научность – подкрепление всех проводимых
мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и
практическими апробированными методиками.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА
- комплекс социально-гигиенических, психолого-педагогических,
морально-этических, экологических, физкультурно-оздоровительных,
образовательных системных мер, обеспечивающих ребенку психическое и
физическое благополучие, комфортную моральную и бытовую среду.
В детском саду проводится целенаправленная работа по выполнению
приоритетных физкультурно-оздоровительных задач ДОУ.
Укрепление здоровья и физическое развитие детей одна из главных задач,
которая стоит перед коллективом детского сада. Целенаправленно решая задачи
по охране и укреплению здоровья детей, совершенствованию их физического
развития, повышению сопротивляемости и защитных свойств организма, улучшения
умственной и физической работоспособности, приобщению к здоровому образу
жизни, педагогический коллектив совместно с медицинским персоналом и
родителями ведёт ежедневную и систематическую работу по направлениям:
Комплексная диагностика;
Физкультурно-оздоровительная работа;
Реабилитация и коррекционная работа;
Консультативно–информационная работа с педагогами, детьми
и родителями;
Здоровый образ жизни семьи;
Рациональное питание - одно из условий сохранения здоровья;
Обеспечение правильного возрастного режима;
Закаливание один из способов повышения иммунитета;
Обеспечение нормального психического здоровья;
Культурно-гигиенические основы воспитания детей;
Здоровьесберегающие методы и приемы в образовательном
процессе.
Особое
внимание педагогический коллектив уделяет воспитанию детей физически
здоровыми, развитыми, привитию им главной, основной привычки – привычки к
здоровому образу жизни. Во всех возрастных группах на занятиях воспитатели,
используя игровые приёмы, сообщают необходимые, полезные знания детям, решая
задачи формирования здорового образа жизни детей. Формируют у детей понятия
о том, что каждый человек должен сам заботиться о своём здоровье,
совершенствуют культурно-гигиенические навыки детей, приучают есть
полезную пищу, каждый день делать зарядку. Развивают представление, от чего
зависит здоровье человека, что физическая культура помогает бороться с
переутомлением, инфекциями. Учат детей правильному обращению с «опасными
вещами». Обучают приёмам самомассажа, закаливания, дыхательной гимнастики.
Углубляют представления детей о зависимости здоровья от окружающей природы и
об отношениях к ней. Знакомят с лекарственными растениями, учат умелому
использованию их для сохранения здоровья.
Большое внимание педагоги уделяют подвижным, русским народным,
хороводным играм, используя их в свободной и организованной двигательной
деятельности: на утренней гимнастике, на прогулках, в физкультурных досугах,
спортивных и фольклорных праздниках. Русские народные игры имеют большое
значение в воспитании и оздоровлении дошкольников. Воспитывают их в духе
любви к Родине, развивают у детей силу, ловкость, меткость,
сообразительность и смекалку.
Зная, что у детей
дошкольного возраста преобладает игровая деятельность, инструктор по
физической культуре использует игровую форму проведения физкультурных
занятий. Проводимые в игровой форме занятия имеют более высокий
воспитательно-образовательный эффект: дети овладевают большим объёмом умений
и навыков, у них лучше развиваются физические качества, а взаимосвязь
физического и психического развития способствует творческой активности детей.
Игровая форма создаёт условия и имеет все возможности для решения
педагогических задач, и, конечно же, это важный шаг к повседневному,
непроизвольному росту интереса у детей к высокой культуре физического
развития.
Дети в группах занимаются в режиме
динамических поз, что благоприятно влияет на работу всех органов,
предупреждает нарушение осанки. Педагоги поддерживают детей на волне
эмоциональной активности и естественного интереса. В результате дети
чувствуют себя свободно, раскрепощено, активно работают, внимательны, их
знания глубже и прочнее. Но самое главное, весь учебно-воспитательный
процесс имеет оздоровительную направленность.
Педагоги систематично и целенаправленно
работают над совершенствованием физических качеств детей: гибкости,
ловкости, силы, быстроты, выносливости. Для того,
чтобы ребёнок почувствовал мышечную радость и полюбил движения, педагоги
используют разнообразные формы организации физического воспитания:
-
ежедневная утренняя гимнастика;
-
физкультурные занятия;
-
двигательная активность на воздухе;
-
подвижные , народные, хороводные игры;
-
физкультминутки, физкультпаузы;
-
дозированные ходьба и бег;
-
физкультурные досуги, праздники;
- дни
и недели здоровья.
Двигательная активность детей сочетается с оздоровительными мероприятиями:
-
полоскание рта и горла настоем лекарственных трав;
-
дыхательная гимнастика;
-
гимнастика для глаз;
-
психогимнастика, релаксация;
-
витаминные чаи и напитки;
-
чесночно – луковая ионизация;
-
аромотерапия.
Результатом физкультурно-оздоровительной работы явилось воспитание у детей
следующих качеств: устойчивого интереса к занятиям
физической культурой; дружеских взаимоотношений,
нравственно - волевых качеств, спортивного духа, способности оценивать
качество выполнения движений, правил игры, сопереживания;
потребности в ежедневной двигательной деятельности;
развитие двигательных навыков и физических качеств, необходимых в
дальнейшем в жизни; укрепление здоровья без лекарств;
наработка практического материала (конспектов занятий, комплексов
утренней гимнастики, в том числе нетрадиционных, игр: подвижных, народных,
хороводных, праздников, досугов, комплексов упражнений по дыхательной
гимнастике, по профилактике плоскостопия, нарушения осанки и т.д.);
диагностическая карта по определению показателей развития движений детей на
начало и конец учебного года показывает, что каждый из детей улучшил свои
индивидуальные результаты.
Исходя из того, что обеспечение
полноценного физического развития и укрепление здоровья детей
являются одним из главных направлений работы
дошкольного учреждения, перед
педагогическим коллективом встала необходимость поиска новых форм и
подходов в вопросах формирования здоровья детей, внедрения инновационных
образовательно-оздоровительных технологий в работу ДОУ, нацеленных на
формирование личности, психически и физически здоровой,
мотивированной на здоровый образ жизни и самооздоровление,
обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья за период пребывания в
дошкольном образовательном учреждении.
Для реализации данной работы в ДОУ имеются необходимые условия:
в ДОУ работают квалифицированные
педагоги; в
штат входят инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель;
развивающая среда ДОУ соответствует санитарно-гигиеническим
требованиям и обеспечивает физкультурно-оздоровительную работу с детьми:
спортивный зал (гимнастическая стенка,
гимнастические мячи, другое нестандартное
оборудование для работы с детьми,
имеющими нарушение осанки и плоскостопие и др.);
физкультурные уголки во всех
возрастных группах;
медицинский блок (изолятор,
физиокабинет, процедурный кабинет)
спортивная площадка;
площадка дорожного движения;
в ДОУ функционирует зона игр
на асфальте .
Оздоровительная работа
ведется по трем направлениям: профилактическому, оздоровительному и
закаливающих мероприятий и имеет своей целью качественное улучшение
физического состояния, развития и здоровья ребенка, пронизывая все виды
детской деятельности в течение дня. Основной задачей персонала ДОУ
является четкая организация работы по
наблюдению за состоянием здоровья детей. Оздоровление детей происходит в процессе реализации в ДОУ принципа психологической
комфортности каждого ребенка. Исходя из этого, большое внимание уделяем
адаптации детей, обеспечивая им благоприятное педагогическое
сопровождение. Мониторинговые исследования качества педагогического
сопровождения показали, что преобладает легкая степень адаптации.
В ДОУ выполняются принципы рационального
здорового питания детей: регулярность, полноценность, сбалансированность,
разнообразие путем соблюдения режима питания, норм потребления продуктов,
гигиены питания и индивидуального подхода к детям во время приема пищи.
Система эффективного закаливания в
ДОУ реализуется с соблюдением принципов систематичности,
последовательности специально дозированных
воздействий, учета индивидуальных
особенностей ребенка и состояния его здоровья, комплексного
использования природных факторов. В систему
закаливания входит закаливание в повседневной жизни.
Оздоровительные
мероприятия включают в себя:
соблюдение режима дня;
обеспечение оптимального теплового режима;
обеспечение качества воздуха:
*проветривание
помещений согласно графика,
*использование
фитонцидов чеснока и лука;
*растения-фильтры:
хлорофитум, алоэ, фикус;
создание оптимального двигательного режима;
закаливающие процедуры:
*прогулки
2 раза в день;
*полоскание
горла кипяченой водой комнатной температуры после приема пищи - 3 раза в
день;
-
здоровьесберегающая организация воспитательно-образовательного процесса:
*
обеспечение разноуровнего обучения детей;
*личностно-ориентированный
подход
*соответствие
образовательной нагрузки возрастным гигиеническим нормам;
психогигиенические и психопрофилактические мероприятия:
*создание
благоприятного психологического климата,
*использование
игровых и арттерапевтических техник для предупреждения различных расстройств
и девиантного поведения;
*игры
с водой и песком,
*музыкотерапия,
*сказкотерапия,
*релаксационные
упражнения;
формирование представлений о здоровом образе жизни:
*цикл
занятий в разделе познавательных занятий;
По результатам углубленного медицинского осмотра были выявлены
дети с нарушением осанки и плоскостопием.
Все они состоят на учете у врача-педиатра. С этими детьми
инструктором по физкультуре,
воспитателями проводится определенная работа по коррекции и
оздоровлению.
Решая задачу совершенствования
физкультурно-оздоровительной работы, в учреждении был осуществлен поиск
новых идей физического воспитания, в основу которых заложены подходы,
базирующиеся на улучшение здоровья детям,
повышения их интереса к физической культуре. Прежде всего, это
коснулось рациональной организации двигательной деятельности детей во всех
возрастных группах: в утренней гимнастике, занятиях по физической культуре,
на прогулке, в процессе других занятий, при проведении физкультурных досугов,
спортивных праздников. Важнейшей частью занятий по физической культуре и
прогулок являются подвижные игры с использованием всех видов двигательной
деятельности, а у детей старшего дошкольного возраста - элементов спортивных
игр и упражнений, эстафет, что развивает у них не только физические, но и
волевые качества, стремление к победе, уверенность в своих силах.
Особое внимание отводится
физкультурным занятиям, одно из которых раз в
неделю проводится на воздухе. Как
правило, в каждом занятии присутствуют здоровьесберегающие технологии:
самомассаж, взаимомассаж, дыхательные
упражнения, зрительные упражнения и др. При, этом педагог соблюдает
оптимальную двигательную активность детей, равномерно распределяет нагрузку
по ходу занятия с целью получения тренирующего, оздоравливающего и
развивающего эффекта от своего грамотного педагогического воздействия.
В зависимости от конкретных поставленных задач инструктор по
физкультуре в своей работе использует различные типы занятий:
образно-игровые, сюжетно-игровые, предметно-образные, в форме круговых
тренировок, в форме эстафет и соревнований и т.д. Обязательный фрагмент
каждого занятия составляют упражнения, способствующие улучшению осанки,
выполняемые при участии мышц и связок конечностей и позвоночника, а так же
приемы мышечного расслабления. Повышение положительного эмоционального
настроения детей достигается музыкальным
сопровождением физкультурных занятий. При
проведении физкультурных занятий инструктор по физкультуре уделяет внимание
качеству выполнения ОРУ и основных движений, рационально распределяет
нагрузку в течение занятия, осуществляет индивидуальный подход к детям в
зависимости от их самочувствия.
Медико-педагогический контроль за проведением занятий, проводимый заведующим,
старшим воспитателем и медицинскими работниками, регулирует и направляет
деятельность педагога.
|