|
|
|||||||||||||
|
|
Здоровьесберегающие технологии "Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка – это важнейший труд воспитателя" . В.А.Сухомлинский
|
||||||||||||
|
Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. В последние годы обозначились неблагоприятные процессы состояния здоровья детского населения: - высокая частота рождения детей с патологией нервной системы; - повышение частоты врожденных и наследованных болезней; - прогрессирующий рост хронических патологий; - рост болезней аллергической природы и пр. По данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается год от года. А ведь от состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Поэтому сохранение и укрепление здоровья детей превращается в первоочередную социальную задачу. Проблема здоровья детей находит отражение в следующих государственных и нормативных документах: Законе «Об Образовании в Российской Федерации»; Типовом положении об образовательных учреждениях; Приказах, Инструкциях Министерства образования и здравоохранения. Согласно концепции модернизации образования, именно ДОУ призваны создавать основу для дальнейшего развития ребенка и обеспечивать максимально благоприятные условия для формирования его здоровья. И педагог детского сада занимает ключевую позицию в этом процессе. От его квалификации, личностных качеств, творческого потенциала, инициативы и профессионализма во многом зависит здоровье дошкольников. Для того чтобы комплексно решать задачи оздоровления детей, необходимо создать здоровьесберегающую среду, которая поможет активно внедрять в образовательный процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения. Именно среда создает каждому ребенку возможность самостоятельно выбирать деятельность, темп, сроки и условия ее реализации и служит целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивает зону ближайшего развития каждого ребенка. ЦЕЛЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ: Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. ЗАДАЧИ: Формировать у детей жизненно важные двигательные навыки и умения, способствующие укреплению здоровья. · Организовать работу по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата. · Приобщать ребенка к здоровому образу жизни. · Использовать в оздоровительной деятельности ДОУ духовно-нравственный и культурный потенциал города. · Воспитать здорового ребенка совместными усилиями детского сада и семьи. При создании здоровьесберегающей среды дошкольная организация учитывает следующие принципы: Непрерывность – обеспечение последовательности занятий и преемственности между ними, частоту и суммарную протяженность их во времени. Системное чередование нагрузок и отдыха – сочетание высокой активности и отдыха в разных формах музыкально-двигательной деятельности ребенка. Оздоровительная направленность – сочетание физических упражнений с определенными процедурами повышают функциональные возможности организма. Возрастная адекватность процесса здоровьесбережения – учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Осознанность – воспитание у ребенка смыслового отношения к музыкально-ритмическим упражнениям и играм. Научность – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практическими апробированными методиками. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА - комплекс социально-гигиенических, психолого-педагогических, морально-этических, экологических, физкультурно-оздоровительных, образовательных системных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную моральную и бытовую среду. В детском саду проводится целенаправленная работа по выполнению приоритетных физкультурно-оздоровительных задач ДОУ. Укрепление здоровья и физическое развитие детей одна из главных задач, которая стоит перед коллективом детского сада. Целенаправленно решая задачи по охране и укреплению здоровья детей, совершенствованию их физического развития, повышению сопротивляемости и защитных свойств организма, улучшения умственной и физической работоспособности, приобщению к здоровому образу жизни, педагогический коллектив совместно с медицинским персоналом и родителями ведёт ежедневную и систематическую работу по направлениям: Комплексная диагностика; Физкультурно-оздоровительная работа; Реабилитация и коррекционная работа; Консультативно–информационная работа с педагогами, детьми и родителями; Здоровый образ жизни семьи; Рациональное питание - одно из условий сохранения здоровья;
Обеспечение правильного возрастного режима;
Закаливание один из способов повышения иммунитета;
Обеспечение нормального психического здоровья;
Культурно-гигиенические основы воспитания детей;
Здоровьесберегающие методы и приемы в образовательном процессе. Особое внимание педагогический коллектив уделяет воспитанию детей физически здоровыми, развитыми, привитию им главной, основной привычки – привычки к здоровому образу жизни. Во всех возрастных группах на занятиях воспитатели, используя игровые приёмы, сообщают необходимые, полезные знания детям, решая задачи формирования здорового образа жизни детей. Формируют у детей понятия о том, что каждый человек должен сам заботиться о своём здоровье, совершенствуют культурно-гигиенические навыки детей, приучают есть полезную пищу, каждый день делать зарядку. Развивают представление, от чего зависит здоровье человека, что физическая культура помогает бороться с переутомлением, инфекциями. Учат детей правильному обращению с «опасными вещами». Обучают приёмам самомассажа, закаливания, дыхательной гимнастики. Углубляют представления детей о зависимости здоровья от окружающей природы и об отношениях к ней. Знакомят с лекарственными растениями, учат умелому использованию их для сохранения здоровья. Большое внимание педагоги уделяют подвижным, русским народным, хороводным играм, используя их в свободной и организованной двигательной деятельности: на утренней гимнастике, на прогулках, в физкультурных досугах, спортивных и фольклорных праздниках. Русские народные игры имеют большое значение в воспитании и оздоровлении дошкольников. Воспитывают их в духе любви к Родине, развивают у детей силу, ловкость, меткость, сообразительность и смекалку. Зная, что у детей дошкольного возраста преобладает игровая деятельность, инструктор по физической культуре использует игровую форму проведения физкультурных занятий. Проводимые в игровой форме занятия имеют более высокий воспитательно-образовательный эффект: дети овладевают большим объёмом умений и навыков, у них лучше развиваются физические качества, а взаимосвязь физического и психического развития способствует творческой активности детей. Игровая форма создаёт условия и имеет все возможности для решения педагогических задач, и, конечно же, это важный шаг к повседневному, непроизвольному росту интереса у детей к высокой культуре физического развития. Дети в группах занимаются в режиме динамических поз, что благоприятно влияет на работу всех органов, предупреждает нарушение осанки. Педагоги поддерживают детей на волне эмоциональной активности и естественного интереса. В результате дети чувствуют себя свободно, раскрепощено, активно работают, внимательны, их знания глубже и прочнее. Но самое главное, весь учебно-воспитательный процесс имеет оздоровительную направленность. Педагоги систематично и целенаправленно работают над совершенствованием физических качеств детей: гибкости, ловкости, силы, быстроты, выносливости. Для того, чтобы ребёнок почувствовал мышечную радость и полюбил движения, педагоги используют разнообразные формы организации физического воспитания: - ежедневная утренняя гимнастика; - физкультурные занятия; - двигательная активность на воздухе; - подвижные , народные, хороводные игры; - физкультминутки, физкультпаузы; - дозированные ходьба и бег; - физкультурные досуги, праздники; - дни и недели здоровья. Двигательная активность детей сочетается с оздоровительными мероприятиями: - полоскание рта и горла настоем лекарственных трав; - дыхательная гимнастика; - гимнастика для глаз; - психогимнастика, релаксация; - витаминные чаи и напитки; - чесночно – луковая ионизация; - аромотерапия. Результатом физкультурно-оздоровительной работы явилось воспитание у детей следующих качеств: устойчивого интереса к занятиям физической культурой; дружеских взаимоотношений, нравственно - волевых качеств, спортивного духа, способности оценивать качество выполнения движений, правил игры, сопереживания; потребности в ежедневной двигательной деятельности; развитие двигательных навыков и физических качеств, необходимых в дальнейшем в жизни; укрепление здоровья без лекарств; наработка практического материала (конспектов занятий, комплексов утренней гимнастики, в том числе нетрадиционных, игр: подвижных, народных, хороводных, праздников, досугов, комплексов упражнений по дыхательной гимнастике, по профилактике плоскостопия, нарушения осанки и т.д.); диагностическая карта по определению показателей развития движений детей на начало и конец учебного года показывает, что каждый из детей улучшил свои индивидуальные результаты. Исходя из того, что обеспечение полноценного физического развития и укрепление здоровья детей являются одним из главных направлений работы дошкольного учреждения, перед педагогическим коллективом встала необходимость поиска новых форм и подходов в вопросах формирования здоровья детей, внедрения инновационных образовательно-оздоровительных технологий в работу ДОУ, нацеленных на формирование личности, психически и физически здоровой, мотивированной на здоровый образ жизни и самооздоровление, обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья за период пребывания в дошкольном образовательном учреждении. Для реализации данной работы в ДОУ имеются необходимые условия: в ДОУ работают квалифицированные педагоги; в штат входят инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель; развивающая среда ДОУ соответствует санитарно-гигиеническим требованиям и обеспечивает физкультурно-оздоровительную работу с детьми: спортивный зал (гимнастическая стенка, гимнастические мячи, другое нестандартное оборудование для работы с детьми, имеющими нарушение осанки и плоскостопие и др.); физкультурные уголки во всех возрастных группах; медицинский блок (изолятор, физиокабинет, процедурный кабинет) спортивная площадка; площадка дорожного движения;
в ДОУ функционирует зона игр на асфальте .
Оздоровительная работа ведется по трем направлениям: профилактическому, оздоровительному и закаливающих мероприятий и имеет своей целью качественное улучшение физического состояния, развития и здоровья ребенка, пронизывая все виды детской деятельности в течение дня. Основной задачей персонала ДОУ является четкая организация работы по наблюдению за состоянием здоровья детей. Оздоровление детей происходит в процессе реализации в ДОУ принципа психологической комфортности каждого ребенка. Исходя из этого, большое внимание уделяем адаптации детей, обеспечивая им благоприятное педагогическое сопровождение. Мониторинговые исследования качества педагогического сопровождения показали, что преобладает легкая степень адаптации. В ДОУ выполняются принципы рационального здорового питания детей: регулярность, полноценность, сбалансированность, разнообразие путем соблюдения режима питания, норм потребления продуктов, гигиены питания и индивидуального подхода к детям во время приема пищи. Система эффективного закаливания в ДОУ реализуется с соблюдением принципов систематичности, последовательности специально дозированных воздействий, учета индивидуальных особенностей ребенка и состояния его здоровья, комплексного использования природных факторов. В систему закаливания входит закаливание в повседневной жизни. Оздоровительные мероприятия включают в себя: соблюдение режима дня; обеспечение оптимального теплового режима; обеспечение качества воздуха: *проветривание помещений согласно графика, *использование фитонцидов чеснока и лука; *растения-фильтры: хлорофитум, алоэ, фикус; создание оптимального двигательного режима; закаливающие процедуры: *прогулки 2 раза в день; *полоскание горла кипяченой водой комнатной температуры после приема пищи - 3 раза в день; - здоровьесберегающая организация воспитательно-образовательного процесса: * обеспечение разноуровнего обучения детей; *личностно-ориентированный подход *соответствие образовательной нагрузки возрастным гигиеническим нормам; психогигиенические и психопрофилактические мероприятия: *создание благоприятного психологического климата, *использование игровых и арттерапевтических техник для предупреждения различных расстройств и девиантного поведения; *игры с водой и песком, *музыкотерапия, *сказкотерапия, *релаксационные упражнения; формирование представлений о здоровом образе жизни: *цикл занятий в разделе познавательных занятий; По результатам углубленного медицинского осмотра были выявлены дети с нарушением осанки и плоскостопием. Все они состоят на учете у врача-педиатра. С этими детьми инструктором по физкультуре, воспитателями проводится определенная работа по коррекции и оздоровлению. Решая задачу совершенствования физкультурно-оздоровительной работы, в учреждении был осуществлен поиск новых идей физического воспитания, в основу которых заложены подходы, базирующиеся на улучшение здоровья детям, повышения их интереса к физической культуре. Прежде всего, это коснулось рациональной организации двигательной деятельности детей во всех возрастных группах: в утренней гимнастике, занятиях по физической культуре, на прогулке, в процессе других занятий, при проведении физкультурных досугов, спортивных праздников. Важнейшей частью занятий по физической культуре и прогулок являются подвижные игры с использованием всех видов двигательной деятельности, а у детей старшего дошкольного возраста - элементов спортивных игр и упражнений, эстафет, что развивает у них не только физические, но и волевые качества, стремление к победе, уверенность в своих силах. Особое внимание отводится физкультурным занятиям, одно из которых раз в неделю проводится на воздухе. Как правило, в каждом занятии присутствуют здоровьесберегающие технологии: самомассаж, взаимомассаж, дыхательные упражнения, зрительные упражнения и др. При, этом педагог соблюдает оптимальную двигательную активность детей, равномерно распределяет нагрузку по ходу занятия с целью получения тренирующего, оздоравливающего и развивающего эффекта от своего грамотного педагогического воздействия. В зависимости от конкретных поставленных задач инструктор по физкультуре в своей работе использует различные типы занятий: образно-игровые, сюжетно-игровые, предметно-образные, в форме круговых тренировок, в форме эстафет и соревнований и т.д. Обязательный фрагмент каждого занятия составляют упражнения, способствующие улучшению осанки, выполняемые при участии мышц и связок конечностей и позвоночника, а так же приемы мышечного расслабления. Повышение положительного эмоционального настроения детей достигается музыкальным сопровождением физкультурных занятий. При проведении физкультурных занятий инструктор по физкультуре уделяет внимание качеству выполнения ОРУ и основных движений, рационально распределяет нагрузку в течение занятия, осуществляет индивидуальный подход к детям в зависимости от их самочувствия. Медико-педагогический контроль за проведением занятий, проводимый заведующим, старшим воспитателем и медицинскими работниками, регулирует и направляет деятельность педагога.
|
Информация об авторских правах