Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ в нашей организации созданы условия для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ, для их сопровождения и осуществления индивидуального подхода к обучению: работают педагоги, педагог-психолог, учитель-логопед, медицинский пункт, так же созданы психолого-педагогические и материально технические условия для комфортного обучения. Специализированный учет лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью проводится на этапах их поступления в дошкольное учреждение.
В соответствии со статьей 65.2. Федерального закона от 29.12.2012 №273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Постановлением Администрации г. Моршанска Тамбовской области от 29.02.2016 года № 218 «Об утверждении Порядка установления размера, начисления, взимания и расходования платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» детям-инвалидам предоставлена льгота по родительской плате в размере 100 процентов.
Льгота в размере 25 процентов от установленной платы предоставляется детям с ограниченными возможностями здоровья, осваивающими адаптированные основные образовательные программы дошкольного образования в целях организации бесплатного двухразового питания (завтрак и второй завтрак). Основанием для предоставления льготы является заключение психолого-медико-педагогической комиссии об установлении статуса ребенка с ОВЗ и приказ руководителя дошкольной образовательной организации о предоставлении ребенку с ограниченными возможностями здоровья бесплатного двухразового питания. Финансирование расходов на организацию бесплатного двухразового питания (завтрак и второй завтрак) воспитанников с ограниченными возможностями здоровья за счет средств муниципального бюджета.
Нормативно – правовая база по обеспечению условий доступности для лиц с ограниченными возможностями здоровья
· - Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (принят - Государственной Думой 20 июля 1995г., одобрен Советом Федерации 15 ноября 1995г.)
· - Конвенция «О правах инвалидов»
· - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1309 от 9 ноября 2015 г. «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».
· - Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования».
· - Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» (принят Государственной Думой 21 ноября 2014г., одобрен советом Федерации 26 ноября 2014 г.)
· - Приказ от 15 октября 2015г. № 723н «Об утверждении формы и порядка представления органами исполнительной власти субъектов индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида».
· - Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2020 годы.
· - Постановление Правительства РФ от 17.05.2017 №575 «О внесении изменений в пункт 3 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»
В дошкольном образовательном учреждении дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды получают образовательные услуги в соответствии с Адаптированной образовательной программой МБДОУ №4 «Солнышко» для детей с ограниченными возможностями здоровья, которая ориентирована на формирование личности ребенка с использованием адекватных возрасту, физическому и (или) психическому состоянию ребенка методов обучения и воспитания. Обучение ведется на основании индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения ребенка, которая учитывает состояние здоровья, а также психологическое развитие и индивидуальные возможности конкретного ребенка. Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения ребенка разрабатывается с учетом индивидуальной программы реабилитации или абиталитации ребенка-инвалида, выдаваемой Федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы. Все дети-инвалиды и дети с ОВЗ обучаются в группах комбинированной и компенсирующей направленности. В ДОУ функционирует группа компенсирующей направленности для детей 5-6 лет с нарушениями речи, а также 3 группы комбинированной направленности для детей 5-6, 6-7 лет.
В летний период времени для детей с ОВЗ и детей-инвалидов организуются мероприятия по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей с учетом их индивидуальных особенностей, удовлетворению потребностей растущего организма в отдыхе, творческой деятельности и движении, вовлечению их в занятия спортом и физкультурой. Проводятся развлечения разных направленностей: физкультурно-спортивной, художественно-эстетической; экологические праздники, конкурсы рисунков, стихов, КВН, физкультурные досуги и др.
В процессе образовательной деятельности гибко сочетается индивидуальный и дифференцированный подход, что способствует успешной социализации детей данной категории среди сверстников в ДОУ и социуме.
Педагоги нашей образовательной организации владеют коррекционно-развивающими технологиями, включающими детей с ОВЗ и детей-инвалидов в процесс познания через учебную, игровую, проектную и другие виды деятельности. Разрабатывают и реализуют адаптированные программы для детей с нарушениями речи и детей-инвалидов, в соответствии с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей по познавательному, речевому, художественно-эстетическому, физическому, направлениям и коррекционно-развивающие программы, проектируют развивающую среду. По результатам мониторингов, проводимых в ДОУ для детей ОВЗ, разрабатываются индивидуально-образовательные маршруты (далее – ИОМ). Учитель-логопед и педагог-психолог имеют курсовую подготовку повышения квалификации в ТОИПКРО.
В МБДОУ организовано психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ.
В детском саду с детьми с ОВЗ работают 2 учителя-логопеда, 6 воспитателей, 1 педагог-психолог; 1 музыкальный руководитель, 1 инструктор по физической культуре.
Все педагоги имеют большой опыт работы, прошли курсы повышения квалификации по инклюзивному образованию.
В нашей организации функционирует психолого-медико-педагогический консилиум.
Психолого-медико-педагогический консилиум осуществляет свою деятельность в соответствии с уставом образовательной организации и положением, утвержденным руководителем образовательного учреждения.
Психолого-медико-педагогический консилиум – это организационная форма взаимодействия всех участников психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в образовательной организации, в рамках которой происходит разработка стратегии и планирование конкретного содержания и регламента психолого-педагогического сопровождения воспитанника, определенных групп детей.
Цель ПМПк – обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.
Задачи психолого-медико-педагогического консилиума:
* выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии детей;
* выявление актуальных и резервных возможностей ребенка;
* выявление детей, нуждающихся в дополнительной помощи со стороны психолога и других специалистов;
* формирование рекомендаций для родителей, педагогов по организации помощи детям методами и способами для обеспечения индивидуального подхода в процессе обучения.
В дошкольной образовательной организации созданы условия для пребывания детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов:
- специально оборудованные учебные кабинеты
В ДОУ имеются специально оборудованные учебные кабинеты:
- логопедический кабинет для индивидуальной коррекционной работы,
- логопедический кабинет для групповой коррекционной работы,
- групповое помещение для групповой коррекционной работы,
- кабинет психолога для индивидуальной коррекционной работы,
- музыкальный зал для групповой коррекционной работы.
· логопедические кабинеты
Развивающая предметно-пространственная среда в логопедических кабинетах обеспечивает развитие мелкой моторики, компонентов устной речи детей и включает в себя:
-игрушки, игры, пособия по развитию мелкой моторики (конструкторы, мозаики, игрушки с отверстиями для шнуровки, палочки, карандаши и др.);
- развивающие игры с шариками МАРБЛС;
- игры, пособия на формирование речевого дыхания, на развитие фонематического слуха, грамматического и лексического строя речи и др.
- кукольный, теневой, пальчиковый театры для использования ИМАГОТЕРАПИИ.
- магнитофон, записи произведений и др.
· групповые помещения
Данные помещения располагает необходимым оборудованием и материалами по профилю своей деятельности, отвечает санитарно-гигиеническим требованиям и обеспечивает полноценные условия для умственной, двигательной, игровой детской деятельности и осуществления коррекционно-развивающей работы.
Развивающая предметно-пространственная среда своим содержанием обеспечивает не только реализацию детской деятельности на том уровне, который актуален для каждого ребенка в данный момент, но и предоставляет потенциальную возможность для его дальнейшего интеллектуального и социально-личностного развития. Оснащение группового помещения включает в себя:
- коврографы «Фиолетовый лес», «Ларчик» Воскобовича
- игрушки, игры, пособия для развития движений рук и ручных навыков;
- игрушки, игры, пособия для развития тактильного восприятия;
- игрушки, игры, пособия для развития зрительного восприятия;
- игрушки, игры, пособия для развития слухового восприятия;
- игрушки, игры, пособия для развития мышления;
- игрушки, игры, пособия для социально-эмоционального развития;
- магнитофон;
- записи классической музыки;
- книги для детей;
- книги для родителей и др.
· кабинет психолога
Все пространство кабинета организовано в соответствии с профессиональной деятельностью и состоит из нескольких рабочих зон. Каждая зона имеет свою функциональную нагрузку:
- зона организационно-методической деятельности (рабочая зона педагога-психолога);
- зона взаимодействия с педагогами и родителями.
- коррекционно-развивающая зона (зона игровой терапии).
В кабинете имеются:
- уголок «Эмоций» (игра «Наши чувства и эмоции», «Кубик эмоций», «Азбука настроений», «Лото эмоций»);
- уголок «Развиваем пальчики» («Математические пазлы», «Собери по образцу», «Нарисуй по образцу», «Дорожки-лабиринты», деревянное Лего)
- магнитная доска,
- мини-бассейн с песком,
- рабочие тетради на каждого ребенка.
- объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В групповых помещениях имеются объекты для проведения практических занятий - Центры науки, Центры воды и песка, Центры умники и умницы, Центры изобразительной деятельности, Центры ПДД, Центры семьи, физкультурные уголки, музыкальные уголки, уголки театрализованной деятельности.
- библиотека, приспособленная для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В групповых помещениях имеются книжные уголки для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
- объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В ДОУ имеются
· физкультурный зал
· тренажёрный зал
· спортивная площадка
Развивающая предметно-пространственная среда в физкультурном и тренажерном залах направлена на обеспечение оптимальной двигательной активности детей, тренировку костно-мышечной системы и включает в себя: детские тренажеры различной направленности: тренажёр «Бегущая по волнам», детский велотренажёр, тренажёр Райдер (наездник), гребной тренажёр, батут, массажные коврики со следочками, массажную дорожку, сухой бассейн с шариками, мягкие модульные конструкторы, мячи разных размеров и др.
- средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Для обеспечения учебного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья используются помещения, оснащенные необходимой мебелью и оборудованные мультимедийными комплексами, включающими проектор, экран, компьютер, средства усиления звука.
Средства обучения и воспитания – все те материалы, с помощью которых педагог осуществляет обучающее воздействие (учебный процесс). К средствам обучения относятся предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач. Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебно-воспитательного процесса, дают учащимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения.
Реализовать принцип наглядности в обучении помогают визуальные средства, так как более 80 % информации учащиеся воспринимают зрительно. Мы используем предметы и объекты природной и искусственной среды: карты, схемы, диаграммы, модели, дорожные знаки, математические символы, наглядные пособия, кинофильмы, видеофильмы, CD/DVD-диски, диапозитивы. При использовании наглядных средств соблюдается ряд условий: применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся; наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует только в соответствующий момент занятия; необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций; детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации объектов; демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала; наглядность должна быть эстетически выполнена; наглядность должна быть хорошо видна; привлекать самих учащихся к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве. К проведению демонстраций предъявляют следующие требования: демонстрируемые на доске или столе предметы должны иметь достаточные размеры для хорошей видимости. Для малых объектов применяют различного вида проекции, оптическое увеличение или организуют поочередное наблюдение с вызовом учащегося к демонстрационному столу. Во время демонстрации педагог выбирает позицию лицом к детям, чтобы видеть их реакцию. Количество и объем демонстрации должен быть оптимальным: недостаток наглядности снижает качество обучения, а избыток наглядности рассеивает внимание, утомляет, снижает степень познавательного интереса. В процессе обучения также используются технические средства обучения. В ряде случаев ТСО незаменимы, т.к. позволяют показать явления, быстро протекающие процессы. Их не следует применять там, где без них можно обойтись (провести опыт или наблюдения). Рационально сочетается компьютерная техника, ИКТ с другими средствами обучения, не преувеличивается значимость использования новых информационных технологий. Они, несмотря на высокую эффективность, не могут заменить живое слово воспитателя, общение, недооценка которых может привести к сдерживанию развития личности.
В учреждении используются средства обучения и воспитания:
Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, и т.д.);
Визуальные (зрительные):
- таблицы;
- карты;
- картины;
- портреты;
- натуральные объекты;
- модели, муляжи;
- лабораторное оборудование.
Механические визуальные приборы:
- микроскоп
Аудиальные (слуховые):
- магнитофоны;
- музыкальный центр;
Аудиовизуальные (зрительно-слуховые):
- звуковые фильмы;
Средства, автоматизирующие процесс обучения:
- компьютеры;
- мультимедийное оборудование;
- интерактивная доска
Словесные
- методическая литература;
- художественная литература;
- другая необходимая литература
О средствах воспитания
Традиционно в качестве средств воспитания рассматривают объекты материальной и духовной культуры, которые используют для решения воспитательных задач, соблюдая следующие условия: 1) с данным объектом связана информация, необходимая для развития внутреннего мира личности воспитанника; 2) информация об объекте выделена как предмет освоения в образной, наглядно-действенной или знаково-символьной (устной или письменной) форме; 3) объект вместе со своей информацией включен в общение и совместную деятельность воспитателя и воспитанников.
1. Общение как средство воспитания
а) непосредственное, в форме прямых контактов педагога и обучающегося,
индивидуальные беседы;
б) опосредованное, проявляющееся в том, что педагог направляет свои воздействия не на воспитанника, а на знания, которые тот должен усвоить, на качества личности, которые он должен сформировать, на ценности, в которых он должен определенным образом сориентироваться.
Праздники, развлечения, досуги, др. мероприятия.
2. Учение как средство воспитания
Учение как деятельность воспитанника, в результате которой он усваивает знания, формирует умения и навыки, выступает одним из ведущих воспитательных средств, обеспечивая целенаправленное формирование отношения ребенка к предметам и явлениям окружающего мира. В ходе обучения воспитывающее влияние на детей оказывают содержание изучаемого материала, формы и методы учебной работы, личность педагога, его отношение к детям, учебной деятельности и всему миру, а также обстановка в группе.
Эффективность воспитательного воздействия учения значительно повышается, когда на занятии практикуется так называемая совместная продуктивная деятельность дошкольников. В основе такой деятельности лежит учебное взаимодействие, в ходе которого дети: а) выясняют условия совместного выполнения задания; б) организуют его взаимное обсуждение; в) фиксируют ход совместной работы; г) обсуждают полученные результаты; д) оценивают успехи каждого; е) утверждают самооценки членов группы; е) совместно решают, как будут отчитываться о выполнения задания; ж) проверяют и оценивают итоги совместно проделанной работы.
Совместная деятельность дошкольников становится продуктивной, если она осуществляется при условии включения каждого ребенка в решение задач в начале процесса усвоения нового предметного содержания, а также при активном его сотрудничестве с педагогом и другими детьми.
4. Игра как средство воспитания
Используется как во время занятий, так и во внеурочной системе, организуется в форме проведения разного рода игр:
- организационно-деятельностные;
- соревновательные;
- сюжетно-ролевые.
- обеспечение беспрепятственного доступа в здание образовательной организации
МБДОУ №4 «Солнышко» 1983 год постройки. В связи с этим не предусмотрено наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
На основании плана дошкольного учреждения по реализации мероприятий по обеспечению доступности МБДОУ для лиц с ограниченными физическими возможностями имеется выделение желтым цветом полосок для слабо видящих людей на ступенях, наличие вывески со шрифтом Брайля.
При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.
- специальные условия питания
Рациональное и полноценное питание - это крепкое
здоровье, нормальный и правильный рост детей. Особое внимание в
нашем дошкольном учреждении уделяется организации сбалансированного
питания в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями
к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных
организациях.
Питание воспитанников организовано по следующим принципам:
Взаимозависимость энергетической ценности рациона и энергозатрат
детей.
Разнообразие рациона.
Обеспечение вкусовых достоинств и сохранности пищевой ценности.
Учет индивидуальных особенностей детей.
Обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности питания.
В детском саду осуществляется 4-х разовое питание.
- специальные условия охраны здоровья
Для детей с ОВЗ созданы специальные условия охраны здоровья. Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности.
Проблема здоровья детей находит отражение в следующих государственных и нормативных документах:
Законе «Об Образовании в Российской Федерации»;
Типовом положении об образовательных учреждениях;
Приказах, Инструкциях Министерства образования и здравоохранения.
Для того чтобы комплексно решать задачи оздоровления детей с ОВЗ, создана здоровьесберегающая среда, которая активно внедряет в образовательный процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения. Именно среда создает каждому ребенку с ОВЗ возможность самостоятельно выбирать деятельность, темп, сроки и условия ее реализации и служит целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивает зону ближайшего развития каждого ребенка.
ЦЕЛЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ: Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
ЗАДАЧИ:
Формировать у детей жизненно важные двигательные навыки и умения, способствующие укреплению здоровья.
Организовать работу по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата.
Приобщать ребенка к здоровому образу жизни.
Использовать в оздоровительной деятельности ДОУ духовно-нравственный и культурный потенциал города.
Воспитать здорового ребенка совместными усилиями детского сада и семьи.
При создании здоровьесберегающей среды для детей с ОВЗ дошкольная организация учитывает следующие принципы:
Непрерывность – обеспечение последовательности занятий и преемственности между ними, частоту и суммарную протяженность их во времени.
Системное чередование нагрузок и отдыха – сочетание высокой активности и отдыха в разных формах музыкально-двигательной деятельности ребенка.
Оздоровительная направленность – сочетание физических упражнений с определенными процедурами повышают функциональные возможности организма.
Возрастная адекватность процесса здоровьесбережения – учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Осознанность – воспитание у ребенка смыслового отношения к музыкально-ритмическим упражнениям и играм.
Научность – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практическими апробированными методиками.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА - комплекс социально-гигиенических, психолого-педагогических, морально-этических, экологических, физкультурно-оздоровительных, образовательных системных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную моральную и бытовую среду.
В детском саду проводится целенаправленная работа по выполнению приоритетных физкультурно-оздоровительных задач ДОУ. Укрепление здоровья и физическое развитие детей с ОВЗ одна из главных задач, которая стоит перед коллективом детского сада. Целенаправленно решая задачи по охране и укреплению здоровья детей, совершенствованию их физического развития, повышению сопротивляемости и защитных свойств организма, улучшения умственной и физической работоспособности, приобщению к здоровому образу жизни, педагогический коллектив совместно с медицинским персоналом и родителями ведёт ежедневную и систематическую работу по направлениям:
Комплексная диагностика;
Физкультурно-оздоровительная работа;
Реабилитация и коррекционная работа;
Консультативно–информационная работа с педагогами, детьми и родителями;
Здоровый образ жизни семьи;
Рациональное питание - одно из условий сохранения здоровья;
Обеспечение правильного возрастного режима;
Закаливание один из способов повышения иммунитета;
Обеспечение нормального психического здоровья;
Культурно-гигиенические основы воспитания детей;
Здоровьесберегающие методы и приемы в образовательном процессе.
Особое внимание педагогический коллектив уделяет воспитанию детей с ОВЗ физически здоровыми, развитыми, привитию им главной, основной привычки – привычки к здоровому образу жизни. В комбинированных и компенсирующей группах на занятиях воспитатели, используя игровые приёмы,
сообщают необходимые, полезные знания детям, решая задачи формирования здорового образа жизни детей;
формируют у детей понятия о том, что каждый человек должен сам заботиться о своём здоровье, совершенствуют культурно-гигиенические навыки детей, приучают есть полезную пищу, каждый день делать зарядку;
развивают представление, от чего зависит здоровье человека, что физическая культура помогает бороться с переутомлением, инфекциями;
учат детей правильному обращению с «опасными вещами»;
обучают приёмам самомассажа, закаливания, дыхательной гимнастики;
углубляют представления детей о зависимости здоровья от окружающей природы и об отношениях к ней;
знакомят с лекарственными растениями, учат умелому использованию их для сохранения здоровья.
Большое внимание педагоги уделяют подвижным, русским народным, хороводным играм, используя их в свободной и организованной двигательной деятельности: на утренней гимнастике, на прогулках, в физкультурных досугах, спортивных и фольклорных праздниках. Русские народные игры имеют большое значение в воспитании и оздоровлении дошкольников. Воспитывают их в духе любви к Родине, развивают у детей силу, ловкость, меткость, сообразительность и смекалку.
Зная, что у детей дошкольного возраста преобладает игровая деятельность, инструктор по физической культуре использует игровую форму проведения физкультурных занятий для детей с ОВЗ. Проводимые в игровой форме занятия имеют более высокий воспитательно-образовательный эффект: дети овладевают большим объёмом умений и навыков, у них лучше развиваются физические качества, а взаимосвязь физического и психического развития способствует творческой активности детей. Игровая форма создаёт условия и имеет все возможности для решения педагогических задач, и, конечно же, это важный шаг к повседневному, непроизвольному росту интереса у детей к высокой культуре физического развития.
Дети в компенсирующей и комбинированных группах занимаются в режиме динамических поз, что благоприятно влияет на работу всех органов, предупреждает нарушение осанки. Педагоги поддерживают детей на волне эмоциональной активности и естественного интереса. В результате дети чувствуют себя свободно, раскрепощено, активно работают, внимательны, их знания глубже и прочнее. Но самое главное, весь учебно-воспитательный процесс имеет оздоровительную направленность.
Педагоги систематично и целенаправленно работают над совершенствованием физических качеств детей с ОВЗ: гибкости, ловкости, силы, быстроты, выносливости. Для того, чтобы ребёнок почувствовал мышечную радость и полюбил движения, педагоги используют разнообразные формы организации физического воспитания:
- ежедневная утренняя гимнастика;
- физкультурные занятия;
- двигательная активность на воздухе;
- подвижные , народные, хороводные игры;
- физкультминутки, физкультпаузы;
- дозированные ходьба и бег;
- физкультурные досуги, праздники;
- дни и недели здоровья.
Двигательная активность детей с ОВЗ сочетается с оздоровительными мероприятиями:
- полоскание рта и горла настоем лекарственных трав;
- дыхательная гимнастика;
- гимнастика для глаз;
- психогимнастика, релаксация;
- витаминные чаи и напитки;
- чесночно – луковая ионизация;
- аромотерапия.
Результатом физкультурно-оздоровительной работы явилось воспитание у детей с ОВЗ следующих качеств: устойчивого интереса к занятиям физической культурой; дружеских взаимоотношений, нравственно - волевых качеств, спортивного духа, способности оценивать качество выполнения движений, правил игры, сопереживания; потребности в ежедневной двигательной деятельности; развитие двигательных навыков и физических качеств, необходимых в дальнейшем в жизни; укрепление здоровья без лекарств; наработка практического материала (конспектов занятий, комплексов утренней гимнастики, в том числе нетрадиционных, игр: подвижных, народных, хороводных, праздников, досугов, комплексов упражнений по дыхательной гимнастике, по профилактике плоскостопия, нарушения осанки и т.д.); диагностическая карта по определению показателей развития движений детей на начало и конец учебного года показывает, что каждый из детей улучшил свои индивидуальные результаты.
Исходя из того, что обеспечение полноценного физического развития и укрепление здоровья детей с ОВЗ являются одним из главных направлений работы дошкольного учреждения, перед педагогическим коллективом встала необходимость поиска новых форм и подходов в вопросах формирования здоровья детей, внедрения инновационных образовательно-оздоровительных технологий в работу ДОУ, нацеленных на формирование личности, психически и физически здоровой, мотивированной на здоровый образ жизни и самооздоровление, обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья за период пребывания в дошкольном образовательном учреждении.
Для реализации данной работы в ДОУ имеются необходимые условия: в ДОУ работают квалифицированные педагоги; в штат входят инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель; развивающая среда ДОУ соответствует санитарно-гигиеническим требованиям и обеспечивает физкультурно-оздоровительную работу с детьми:
· спортивный зал (гимнастическая стенка, гимнастические мячи, другое нестандартное оборудование для работы с детьми, имеющими нарушение осанки и плоскостопие и др.);
· физкультурные уголки в группах комбинированной и компенсиующей направленности;
· медицинский блок (изолятор, физиокабинет, процедурный кабинет)
· спортивная площадка;
· площадка дорожного движения;
· зона игр на асфальте.
Оздоровительная работа ведется по трем направлениям: профилактическому, оздоровительному и закаливающих мероприятий и имеет своей целью качественное улучшение физического состояния, развития и здоровья ребенка с ОВЗ, пронизывая все виды детской деятельности в течение дня. Основной задачей персонала ДОУ является четкая организация работы по наблюдению за состоянием здоровья детей. Оздоровление детей происходит в процессе реализации в ДОУ принципа психологической комфортности каждого ребенка.
- о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
В образовательной организации имеется доступ к сети Интернет посредством ADSL-модема с пропускной способностью до 4 Мбит/с согласно договору с ОАО "Ростелеком" по тарифному плану "Образование".
В свободном доступе для детей в детском саду компьютеров не имеется.
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом детского сада.
Положению о порядке доступа к информационно-телекоммуникационным сетям, базам данных.
- об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование компьютер становится в детском саду ядром развивающей предметной среды.
Благодаря внедрению компьютерной техники в дошкольные учреждения, у педагогов появилась возможность использовать в педагогическом процессе электронные образовательные ресурсы с целью улучшения организации учебно-воспитательной работы с детьми и повышения ее качества. Электронными образовательными ресурсами (ЭОР) называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. Наиболее современным и эффективным для воспроизведения ЭОР является компьютер.
Классификация электронных образовательных ресурсов включает:
1) текстографические – самые простые из электронных образовательных ресурсов, отличающиеся от традиционных полиграфических учебников базой предъявления текстов и иллюстраций (материал предъявляется на экране компьютера, а не на бумажных носителях);
2) гипертекстовые – с навигацией по тексту в виде гиперссылок, что позволяет получать пояснения встречающихся в тексте терминов и переходить в другие разделы текста;
3) мультимедиа ЭОР – использующие технологию мультимедиа, позволяющую (одновременно воспроизводить на экране компьютера некоторую совокупность учебных объектов, представленных различными способами: графика, анимация, фото, видео, анимация, звук).
В отличие от обычных технических средств обучения ЭОР позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве умение самостоятельно приобретать новые знания.
Таким образом, использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) позволяет сделать образовательный процесс для дошкольников информационно ёмким, зрелищным, комфортным. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) – хороший помощник в подготовке педагога к занятиям, например, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию. ЭОР позволяют развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном детстве – умение самостоятельно приобретать новые знания. Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.
В детском саду имеются 2 переносных проектора, 2 переносных экрана, интерактивная доска, что способствует использованию этих устройств во всех возрастных группах для просмотра обучающего материала, презентаций и др. воспитанниками ДОУ.
В рамках образовательного процесса осуществляется доступ воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ, к образовательным ресурсам сети Интернет под руководством педагога, проводящего занятие.
Исключён доступ воспитанников сети Интернет без присутствия педагога.
Педагоги используют следующие порталы для работы:
Развитие ребенка http://www.razvitierebenka.com/
Портал для родителей и детей http://lad-lad.ru/
Детский портал "Солнышко" http://www.solnet.ee/
Умные игры для умных детей http://www.logozavr.ru/203/
- о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
В МБДОУ имеются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для лиц с ограниченными возможностями здоровья (для детей групп компенсирующей и комбинированной направленности с патологией речевого развития – ОНР, ФФН):
Коррекционное оборудование для постановки звуков (зонды, зондозаменители).
Коррекционное оборудование: массажные мячи, сенсорные мячи, массажные дорожки, мягкие спортивные модули, мягкие маты, ручные и ножные массажеры, магнитная доска.
Комплект интерактивного оборудования: дидактические и развивающие игры, игровой и стимулирующий материал, компьютер, принтер, музыкальный центр, фонотека, световой стол «Песочная терапия», интерактивная доска, диктофон.
Уличное оборудование для детей с ОВЗ (выносной материал для развития основных движений и мелкой моторики).
- о наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Общежитий и интернатов ДОУ не имеет.
- о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Жилых помещений ДОУ не имеет.
Анкета (информация об объекте социальной инфраструктуры) к Паспорту доступности
Акт обследования объекта социальной инфраструктуры к Паспорту доступности
Положение о психолого-педагогическом консилиуме